- Почти нигде и не играют этюды Демисьё. Это как показывать арт-хаус в общем прокате, завлекая массовую аудиторию.
Да, зал был забит битком, но так было всегда на гастрольных выступлениях. Все стремились приобщиться к «настоящей» культуре, а не к какому-нибудь попсовому Моцарту из каждого утюга, чтобы потом козырять посещением действительно культурного мероприятия, даже если проспали весь концерт. Более адекватные индивиды на таких выступлениях осознавали, что Моцарт и прочие великие не зря стали такими попсовыми и великими, потому что за пределами этого очерченного круга было темно, неуютно и непонятно, даже если очень старательно вслушиваешься в завихрения мысли композитора, потому что не факт, что даже этого будет достаточно, если, например, где-то недобрал исторического контекста. Или просто не увлекаешься историей музыки.
- Никакой классики - даже с меня на сегодня хватит, - Эйд улыбнулся.
Клин все-таки вышибло клином, и после бисового Баха в голове наконец-то улегся звуковой шторм, перестав трепать лодку сознания, и без того плывущую в тумане недосыпа. Полнейшая тишина не наступила, конечно, и волны еле слышной ненавязчивой усредненной мелодии слегка стучали по бортам, но их было почти не слышно. Он мог сосредоточиться на своем собеседнике и разговоре полностью, не отвлекаясь на маниакальные правки, вошедшие в цикл. Ко всему прочему русский паренек был активным, если не сказать - гиперактивным, - заражая энергией и заставив забыть про сон и любые мысли в этом направлении.
- Это нормально. Можно часами рассуждать о великом искусстве, музыке ради музыки, но в сухом остатке: есть музыка для людей, есть музыка для других композиторов, чтобы прихвастнуть, и есть музыка для исполнителей, чтобы они показали, что умеют, и похрен, насколько это слушабельно - ты, главное, на руки смотри. Нет ничего плохого в том. чтобы быть слушателем, а не композитором или исполнителем.
Эйд пожал плечами, натягивая куртку. Людям хочется проникнуться, ассоциировать себя с музыкой, представлять себе что-нибудь в картинках, вспоминать прошлое, мечтать о будущем и видеть настроение. И, как ни прискорбно, Влад был прав - за мастерством перебора двадцати пальцев по клавишам часто не было ничего, кроме этого самого мастерства. Как спорт, только вместо снаряда - клавир. Редкий случай, когда удачно сочетается и то и другое в одном произведении. Этюды Демисьё - явно не из числа таких, автор тренировалась явно не в том, чтобы написать мелодию, которая будет звучать из каждого утюга и мобильного. Ее право.
Если в зале различие между ними не так сильно бросалось в глаза, если не приглядываться, то стоило им одеться и выйти на улицу, как оно тут же бросилось бы в глаза любому, кто задержал бы взгляд на их странной парочке, притулившейся у колонны, пока Эйд закуривал, а Влад привыкал заново к свежему влажноватому воздуху апреля - конечно, это уже не те восемь-десять градусов, что и зимой, но все же контраст с помещением, где восторженно надышало столько людей, разительный. Он сам - сумбур, который даже с натяжкой не назовешь эклектикой, взъерошенный, с беспорядочно отросшими волосами такого же беспорядочного цвета, в потрепанной куртке, которой явно не достает заклепок тут и там. Он тусклый, несмотря на нетемные джинсы, и рядом с ним приглаженный Влад казался сплошь светлым упорядоченным пятном. Из-за приталенного плаща он ко всему прочему казался стройнее и выше, хотя роста они были практически одного. Выглядел дорого. Эйд же спокойно мог бы выползти не из концертного зала, а из ближайшего клуба низкого пошиба, где до сих пор, словно в восьмидесятых, играют панк-рок-группы с мерзкими неумными названиями, сплошь состоящие из школьников-бунтарей против мамкиного супа.
Разница слегка била по совершенно некритичным мозгам и услужливо предоставляла обширный материал для фантазий, спонсируемых нижними центрами распределения крови. Влад же как будто вообще ни о чем не задумывался, только трогательно прятался в шарф от ветра и был готов к любым предложениям. Эйд тихо усмехнулся себе под нос, отгоняя слишком ранние мысли, и снова включился в разговор.
- Сейчас одной классической музыкой сыт не будешь. Мы играем разную музыку в зависимости от программы. Иногда классику в обработке, иногда неклассику в классической обработке. Иногда сотрудничаем с композиторами и играем что-то неизвестное. Иногда играем под запись, - зажав сигарету в зубах, Эйд наклонился, чтобы подобрать выпавший из кармана Влада прямоугольник, думая, что тот уронил купюру, но на поверку бумажка оказалась визиткой. Визиткой самого Влада, как можно было понять по написанному полному имени на двух языках. - Vladislav Troekurov, - прочитал он торжественно вслух, выдахая сигаретный дым и задним умом понимая, что ни ударение на i в имени, ни на e в фамилии не имеют права на жизнь.
Вообще никак.
- Я отвратителен в языках, duilich. Эээ... извини, - он протянул визитку обратно. - Но все равно красиво звучит. Музыкально. Я люблю разную музыку, - он подчеркнул слово «музыку» интонационно, чтобы сразу отрезать Бибера от заветной цели. - А вот рок - это как особенность состава крови.
Это даже похоже на какую-то правду. По крайней мере, он на целую половину рокер. Даже на треть, учитывая маменькину буйную душеньку.
- Здесь недалеко, но все же придется пройтись до места, если ты не против. Но хот-доги ждут нас буквально за углом.
С этими словами он двинулся вправо, не без недовольства огибая парковку Концерт Холла, как все приличные люди. Был бы один - рванул бы перешагивать через цепочки, чтобы срезать угол. Стрит-фудная машина-палатка действительно обнаружилась буквально за углом. Они дежурили здесь по пятницам и выходным, стратегически отлавливая передозировавшихся прекрасным и желающих заесть это неудобоваримое нечто простой плебейской пищей. Но хот-доги у них были действительно, без всяких шуток, потрясающими, именно такими, какими они должны быть в идеальном представлении Эйда. Весь секрет - в их собственных булочках, наверное. Им можно было посвятить симфонию, но композитора из него так и не вышло, поэтому отдавал дань он исключительно доступным способом - монеткой и довольным желудком.
До машины, правда, на него успел обрушиться ворох вопросов, и не на все он успел ответить до того, как их рты неминуемы стали заняты хот-договой амброзией:
- Изначально я на виолончели играл, но в оркестре я только дирижирую. Переквалифицировался, так сказать. Как-то заинтересовало, пока я учился, а потом сам играл в составе большого симфонического и окончательно укрепился в этой мысли. У нас был специфический дирижер, так что обстановка располагала к дурацким решениям. Опять же, это если ты спрашиваешь про оркестровую практику. Я много на чем играю, в принципе, но если говорить про специализацию, то еще, пожалуй, на гитаре. Человек-оркестр из меня выйдет вряд ли.
Себя Эйд тоже не обделил, сделав выбор в сторону традиционной модели перед более практичной закрытой французской, и дважды призывая улыбчивую девушку в фартуке не скупиться на хрустящий лучок в кляре - или как там они готовят эту мелкую обсыпку? - и на соусы. Ну, а утолив первый позыв и уняв слюнотечение первой парой укусов, можно было вернуться к теме. Сначала, правда, пришлось перескочить на более насущный вопрос:
- Мы - в Темпл-Бар. Это известный туристический район, к тому же - центр города. Там есть все и много автобусов, так что с дорогой в любой конец нет проблем.
Кстати, там, где он живет - тоже. Ладно, может быть, он недооценил приличность мальчика, но да и он сам не пальцем деланный.
- Постоянный состав у нас небольшой, есть регулярные «фрилансеры», если можно так сказать, с которыми мы работаем. А в России я был. В Петербурге. В составе оркестра, где я играл, мы ездлили на гастроли. Интересный город. Необычный. Как будто ты в Европе, но что-то постоянно в краешке глаза вызывает у тебя сомнения в реальности.
Эйд говорил, а сам смотрел на то, как споро разбирается со своим хот-догом собеседник, даже забывая кусать собственную остывающую покупку. Есть люди, чьи движения завораживают, они, как будто бы знают в каждую минуту времени, что делает каждая мышца в их теле, и, наверное, именно это всегда привлекает в танцорах обычных людей. Они чуть ближе к этому идеалу, чем все остальные. Неизвестно, увлекался ли Влад танцами, но жонглировал собственными действиями, не забывая про координацию, он определенно хорошо. Потому он безропотно принял всученную пачку, на подержать, даже не задумавшись, и так же безропотно отдал, получив возможность докончить и свой хот-дог, точным движением отправляя бумажку в урну.
- Tapadh leat. А, твою ж. Спасибо, - Эйд усмехнулся и не отказался от угощения. Идти-то еще было минут десять-пятнадцать, так отчего же отказываться от сухпайка?
Стоило, правда, что-то сделать с языком, потому что его фильтр гэльского явно начал давать сбой из-за многих факторов сразу.
- Ты сам-то чем занимаешься, весь красивый такой? - он явно намекал на достаточно строгую одежду, но тут уж как кому покажется. - Каюсь, на визитке не посмотрел - услышать интереснее.
Он улыбнулся уголком губ. От еды было тепло, а говорить было приятно - словно гуляешь по Дублину в компании нового друга, и Дублин изо всех сил старается быть максимально дружественным и родным, пытаясь создать ваше воспоминание на двоих.
<У каждого города есть своя мелодия, свой ритм - его просто обожают со смаком описывать всякие ванильные книжицы типа «Ешь, молись, люби». Он весь такой из себя неповторимый, единственный, узнаваемый... Ощущение такое, что авторы вообще ни в одном городе не жили, не говоря уже о мегаполисе.
Мой город звучит по-разному каждый день и каждую ночь. Повторяет особо приглянувшиеся песни на бис, но всегда готов к чему-то новенькому и тому, что в строй то и дело вклиниваются новые инструменты. Дождь, например. А каждый слушатель сам задает сегодняшний ритм каблуками обуви. Дублинские дома и сейчас выстраиваются нотными станами условных этажей, пока мы проходим мимо. Кто-то думает, наверняка, иногда, мол, вот извращенец, ходит, в окна домов заглядывает, а я всего-лишь считаю ноты: горящие окна - целые, занавески - половинки, приглушенный и цветной свет - по настроению и смотря какая мелодия складывается. Дублин малоэтажен - так что все звуки низкие и средние, с редкими истериями новых офисных зданий и свежеотстроенных многоэтажек на окраинах в мелодии. Все, что нужно, чтобы услышать, как оно на самом деле.
Мое единственное отличие - я не могу от этого отключиться, даже когда есть на что посмотреть, кроме этого. Но последний раз до сегодня я слышал вкрапления русских мотивов во время фестиваля русской культуры. Интересно...>
♫ Nazareth – Talk Talk ♪