Стоя за кафедрой и периодически обтирая влажные ладони о джинсы, Адам чувствует себя полным профаном. Сейчас ему предстоит живо, с огоньком, желательно оптимистично, поведать юным дарованиям, решившим связать свою жизнь с искусством, что, если у них ничего не получится, и их картины и чертежи не станут покупать, это ещё не конец света и не могила для таланта. Он оглядывает расположенные ярусами длинные парты. Между сидящими группками студентами зияют унылые прогалы. Видимо, учащиеся на разных курсах и специальностях ребята предпочли не сливаться в одну разношерстную толпу и держаться обособленно. Большинство пришедших – совсем молодые, лет семнадцати-восемнадцати. Салливан не без оснований подозревает, что больше половины студентов используют факультатив как предлог, чтобы свалить с основных, скучных пар. Посещение всё равно засчитается, и дирекция университета явно предпочла закрыть глаза на то, что процентное соотношение истинно заинтересованных и прогульщиков будет не в пользу первых.
Адам бросает изображать из себя строгого преподавателя в первые же минуты. Он не умеет учительствовать, это факт. Но он отлично рассказывает – особенно хорошо Салливан развивает темы, которые ему близки. На этих лекциях, призванных заинтересовать студентов и укрепить их желание обучаться выбранной профессии, от него другого и не требуется. Адам здесь – как пример. Своим опытом он в итоге и делится, расслабленно облокотившись спиной на кафедру и скрестив руки на груди. Салливан улыбается, смеется, реагирует на каждый вопрос из аудитории, шутит, вполне справляется с ролью человека, которому всё удается, и делится хитростями, по сути являющимися простыми истинами. Одна из них – не ставить на себе крест, если постигла неудача. Почему-то из его уст такие банальные вещи слышатся как нечто основательное и многообещающее, мотивирующее и подбадривающее. Салливан немало удивляется, когда после полутора часов интерактива к нему подбегают смущающиеся студентки и говорят «Спасибо». Критик собирает бумажки с заготовленными тезисами, стучит ими о кафедру, выравнивая, и простодушно отвечает: «Да было бы за что». В душе он польщен, доволен и очень рад. Соглашаясь на эту авантюру, Салливан заранее сокрушался, что идея поставить его в качестве могущего чему-то научить вчерашних школьников человека в корне провальна. Когда после второй запланированной лекции (явка почти 80%!) удовлетворенный ходом дела декан предлагает Адаму провести ещё и практическое занятие, тот соглашается без особых колебаний. 80% заполненности аудитории – это вам не за красивые глаза.
…
Жаклин положительно отвечает на просьбу Адама предоставить свою галерею в качестве платформы для будущего семинара. Он спрашивает, не хочет ли она поприсутствовать и оценить его талант преподавателя, как когда-то выбранные им галстуки в бутике «Prada». Харгрейв отказывается, сославшись на занятость, и критик не настаивает, ограничившись искренней благодарностью.
Адам уверенным шагом пересекает холл, когда толпа, собравшаяся около репродукции «Сына человеческого» Рене Магритта, становится угрожающей. Он становится рядом с картиной, приветственно улыбается и оглядывает студентов. Кого-то он уже может припомнить: они сидели на первых рядах, или вон тот молодой человек меланхоличного вида, с ядерно-красным ирокезом, задававший интересные вопросы во время лекций. Выглядит он скучающим, но Салливан уже догадался, что внешний вид парня обманчив.
- Рад видеть всех вас, - голос Адама заполняет галерею, хотя говорит он негромко. Не разводя излишние церемонии, он переходит сразу к делу. – Я довольно много говорил о том, что такое критический анализ, и как он применяется на практике. Сегодня у всех вас будет возможность попробовать себя в этом деле. Понять, способны ли вы оценивать, и, главное, привлекает ли это вас. Суть занятия проста. У нас есть полтора часа. В нашем распоряжении – выставка, точнее, половина экспозиции, - Салливан кивком указывает на творения не столь известного мастера, как Магритт. – Поработаем с жанром реализма. Смотрим на картины, слушаем свой мозг, привлекаем уже имеющиеся знания. Если их нет – сравниваем с реальной жизнью, оцениваем уровень соответствия. Ваша задача – выдать как можно больше обоснованных аргументов. О ценности, уникальности работы, либо же о её вторичности, шаблонности. На пробном занятии личные симпатии можно учитывать, но постарайтесь не отдавать им предпочтение. А теперь давайте отойдем от Магритта, иначе он собьет нам весь настрой.
Салливан первым шагает в дальний конец зала, где примостились работы современного художника-реалиста. Его картины больше напоминали обработанные в фотошопе фотографии, чем выписанные красками на холсте потреты, так что требовалась определенная внимательность, чтобы отличить художественный вымысел от правды.
Тормознув около одного из полотен, Адам дожидается, пока все студенты перестанут шушукаться и успокоятся, а затем озвучивает задание.
- Разбейтесь на пары. Высказывайте свое мнение друг другу, не стесняйтесь кого-то задеть, если вдруг ваши суждения не совпадут. Делитесь впечатлениями, но не вступайте в конфликт, учитесь слушать другого в том числе. Помните – критическое мнение есть мнение подкрепленное фактами. И ещё раз, это занятие – проба пера. Не сможете ничего сказать – вас за это не четвертуют. Я буду здесь, открыт любым вопросам. Если надумаете подраться, тоже зовите.
Салливан нервничает, выдавливая неловкую улыбку. Пока занятие только начинается, оно для него также ново, как и для учащихся. Он сомневается, правильно ли напутствовал студентов, но те послушно перегруппируются, отходя к разным картинам и замирая подле них. Адам выдыхает, но это не приносит ему облегчения. Научить людей критиковать – та ещё задачка. Он сам первые свои вирши писал будучи зеленым юнцом, разве что Салливана никто в тот момент не учил, только вдохновлял пример компании, в которой он приютился.
Пройдясь между парочками, слушая, о чем они говорят, с некоторой неловкостью стараясь начать обсуждение, Адам замечает парня, в одиночестве стоящего чуть позади всех остальных. Нахмурившись и понаблюдав за ним, критик решает подойти и хотя бы осведомиться, как себя чувствует оставшийся без партнера студент.
- Простыни хорошо удались, - с ухмылкой замечает Салливан, поравнявнявшись с молодым человеком. Про себя критик отмечает, что, по крайне мере, по внешнему виду парень больше похож на него, чем на пестрых учащихся с факультета изобразительных искусств. – Ну вот наверное и все, что я мог бы сказать, - Адам придирчиво оглядывает картину, которую видит не впервые, и поворачивается к парню. – А вы что думаете?